Реновация, миграция, дауншифтинг: что могут рассказать советские мультфильмы? | Про недвижимость 24/7

Реновация, миграция, дауншифтинг: что могут рассказать советские мультфильмы?

Советские мультфильмы могут дать ответ на любой житейский вопрос и помнят множество бытовых мелочей прошлого века. Да что там прошлого, там и о нынешнем есть недвусмысленные пророчества. Вспоминаем полезные подробности советских мультиков.

«Домовёнок Кузя» (1984-1987 гг.)

Кузя стал жертвой реновации. Уехал погостить за город к друзьям, а когда вернулся, обнаружил, что его старый домишко снесли, а его самого переселили в «свечку», и он даже был лишён права выбрать себе квартиру – как назначили номер 286, так он и смирился со своей судьбой.

Жилплощадь Кузьме досталась с социальным ремонтом – кафельные «фартуки» в кухне и ванной, весёленькие обои, немного щелястый, но все же паркет. Завезли хозяева и кое-какую мебель – в гостиной встала «стенка» в знакомых завитушках, которую Наташина мама называет более привычным, видимо, словом «сервант». Превосходно отрисованная стенка производит впечатление новой, но дешёвой вещи, и там, как было принято, хранится посуда, хрусталь и безделушки. Кузин сундук со сказками немедленно присоединяется к ним.

Современному ребёнку было бы трудно объяснить, почему игрушку нужно у него забрать, поставить за стекло и назвать словом «сувенир». Сейчас сувенир – это магнитик из Египта, но в 80-х годах прошлого века это означало игрушку слишком дорогую или редкую, чтобы с ней можно было запросто играть каждый день.

В детской у Кузи – огромное пианино и (единственная яркая деталь!) расписанная под хохлому детская мебель, сейчас – настоящий раритет. В кухне — белые пластиковые шкафчики и огромная консервная банка вместо мусорного ведра. Тут стоит рассказать, что советские люди очень трепетно относились к упаковке: бутылки сдавались в специальные пункты приёма стеклотары, стеклянные банки использовались для домашнего консервирования, а жестяные всячески применялись в хозяйстве – в них сажали рассаду и домашние цветы, хранили мелкие железки в гараже и сыпучие продукты на кухне, бросали сгоревшие спички и колорадских жуков.

Большая банка в Кузиной квартире выглядит не менее чем пятилитровой. В такой мог содержаться фритюрный жир из Анголы, томатный сок или селёдка иваси. И, судя по характерной синей полосе на банке, вероятнее всего последнее. Кстати, в третьей серии мультфильма банка всё же меняется на пластиковое красное ведёрко, но в целом интерьер Кузиной квартиры выглядит очень уныло.

Мораль: вам может понадобиться очень много сказок, пока удастся хоть как-то украсить жилплощадь в новостройке.

 

«Чебурашка» (1971 г.) и «Крокодил Гена» (1969 г.)

Чебурашка — нелегальный мигрант, из-за экзотической внешности получивший работу и служебную квартиру в нежилом помещении. Раньше телефонная будка вызывала в советских детях горячее сочувствие. Но сейчас те подросшие и побитые жизнью дети понимают, что вот так задаром получить в столице жильё – великая удача, а будку назовут стильным лаконичным лофтом с актуальным минималистичным дизайном, шикарными ретро-деталями (телефон-автомат, юла), постерами в стиле Энди Уорхолла (этикетка «оранж» на стене) и высокоэкологичной крафтовой кроватью (рогожка из ящика с апельсинами).

Особо отметим и квартиру крокодила Гены. Он состоит на солидной службе, носит шляпу и пальто, играет в шахматы и на гармони, то есть, представляет тип положительного, примерного советского гражданина. Две детали выпадают из этого образа: квартира Гены меблирована садовой скамейкой, и он очень одинок.

Обставлять свои берлоги предметами, украденными на улице, имели обыкновение представители богемной и шалопайствующей молодёжи. Дорожные знаки, урны, таблички с домов, буквы с вывесок, фонари, садовые скамейки… Пожалуй, биография крокодила проясняется – он решил остепениться и порвал со своим богемно-маргинальным кругом общения, почему и оказался одиноким, а скамейка осталась на память о прошлом.

Мораль: потом Чебурашка и Гена вместе строят целый дом, так что для старта в столице любая жилплощадь хороша.

 

«Кот Леопольд» (1975-1987 гг.)

Кот Леопольд – ещё один оборотень советской мультипликации. На первый взгляд кроткий и безответный интеллигент, он живёт в совершенно невыразительной квартирке дома 8/16, находит тихую радость в велосипедных прогулках, рыбалке и просмотре телепрограмм. Кстати, современного ребёнка удивит модель телевизора Леопольда – огромный ящик на треножнике, похожий на марсианскую машину смерти, да ещё и переключается каким-то вентилем.

Скромное существование Леопольд ведёт до 1983 года, пока не выходит мультфильм «Лето кота Леопольда». Дачный домик тихони, этого подпольного миллионера, вовсе не напоминает те щитовые хибары, которые возводили на своих участках средние граждане СССР, да и помидорных грядок вокруг не видно. В изящной гостиной нет и следа того хлама, который годами свозили в свои домишки дачевладельцы: ни стопок старых журналов, ни погнутых кастрюль, ни ветхой мебели. Квартира Леопольда выглядит куда хуже этого помещения, решённого в классическом стиле, а его кресло-качалка — так и вовсе отсыл к стилю потенциального врага. В самый разгар холодной войны положительный герой мультфильма коротает время в изобретении Бенджамена Франклина!

Чуть проясняет ситуацию «Автомобиль кота Леопольда», где он тестирует машину собственного изобретения, напичканную электронными примочками. Нет сомнений, Леопольд – изобретатель и конструктор, быть может, он замешан в чём-то не вполне законном, почему и стремится вести себя тише воды, ниже травы.

Мораль: если в квартире вам не позволяют развернуться обстоятельства, перенесите свои усилия и финансы в загородный дом.

 

«Трое из Простоквашино» (1978-1984 гг.)

Дядя Фёдор — типичный дауншифтер, удравший из благополучной городской квартиры в деревню. Если судить по подъезду (лестница с узорными перилами и мозаичный пол), семья дяди Фёдора живёт в весьма приличной «сталинке».

Квартиры, видимо, очень просторны – вспомним, как в одной из серий посреди гостиной легко встал «Запорожец». Не такая уж и фантастическая деталь, если припомнить, что граждане хранили в квартирах велосипеды и даже мотоциклы – ну, а где ещё? Но выглядит квартира чудовищно – гостиная оклеена ярко-красными монотонными обоями, на их фоне грязно-бледным пятном выделяется зеленоватый диван. К тому же на обоях дыра, и, чтобы закрыть эту дыру, родители Феди повесили на стену натюрморт в помпезной раме: три фрукта, книга и эмалированная кружка.

Современному ребёнку трудно объяснить, почему родители, вместо того, чтобы переклеить обои, купили и повесили картину сомнительного эстетического достоинства, не умалив, а умножив уродство. А для чего они подобрали красные шторы? Если бы родители дяди Фёдора чуть больше разбирались в интерьере, они бы знали, что в комнате с обилием этого цвета становится жарко и душно, красный стимулирует, возбуждает, провоцирует агрессию, помещения с однотонными красными стенами визуально сжимаются, становятся более тесными. Неудивительно, что ребёнок, интеллектуально очень развитый, чувствует себя некомфортно дома и готов уйти куда глаза глядят, лишь бы вырваться из этих стен.

В его новом доме, в умирающей деревне Простоквашино, горница решена в традиционном рустикальном стиле – много светлого дерева со следами естественного старения, много света и воздуха. Покрывало и штора у печной лежанки в технике пэчворк, голубые в цветочек занавески на окнах и дорожка на полу рождают ощущение уюта.

Маленький зритель будет искренне огорчен, когда родители заберут ребёнка обратно в городскую квартиру. Но, быть может, вина взрослых не так уж и велика? Ведь в СССР трудно было купить обои по своему вкусу, чаще всего брали то, что давали. Но нет, смотрите: в трёх сериях мультфильма обои разные: в первой — однотонные, ярко-красные, во второй – в цветочек, снова красные, но приглушённые, в третьей – полосатые, опять же красные. Значит, это личный выбор владельцев квартиры, и пока они сами не осознают пагубность своего выбора, они так и будут подсознательно стараться убежать из собственного дома – в деревню, на курорт, куда угодно, лишь бы подальше. А всего-то стоило оставить красный в виде акцентов!

Мораль: не пренебрегайте колористикой при внутренней отделке жилья.

 

«Федорино горе» (1973 г.)

У Федоры Егоровны, этой почтенной дамы, чей личный стиль очень похож на актуальное ныне бохо, в хозяйстве случилась настоящая катастрофа – от неё сбежала вся посуда и домашняя утварь, мотивируя свой поступок недостаточностью заботы и внимания. Юный зритель, живущий сейчас в современной квартире, где всегда есть горячая вода, приятно пахнущее лимоном моющее средство и разноцветные губки (или вообще посудомоечная машина), сурово осудит несчастную Федору за неряшество. Но если этому зрителю легко вымыть за собой тарелку, ложку и стакан, то не так-то просто это было сделать Федоре, живущей в домике без водопровода и слива, имеющей в качестве подмоги только две своих руки, песок и, быть может, какую-нибудь тряпицу. А ведь её чугунки и сковородки были куда сильнее испачканы – готовила Федора Егоровна в русской дровяной печке, где все черным-черно от сажи и пепла. Вытяжки у неё тоже не было, значит, копоть оседала на всей посуде и мебели.

Самовар… Кто-нибудь из вас, маленькие друзья, пробовал чистить самовар? Это делали битым кирпичом, да-да, толчёным кирпичом – представляете, на что были похожи руки после этой процедуры? Итак, хозяйке нужно было принести дров (если они уже были наколоты, а нет — так и наколоть), принести воды, истопить печь, состряпать какие-нибудь нехитрые кушанья, потом вскипятить самовар (это не так просто), принести ещё воды (больше двух ведер за раз не принесёшь), вымыть посуду в корыте, «потереть песочком, окатить кипяточком», отскрябать ножом столешницу… И так три раза в день! Пожилой даме стоило один-два раза почувствовать недомогание или впасть в лёгкую меланхолию, вспоминая юность, как её посуда тут же применяла моральный шантаж. Хорошо, что зазнавшиеся лоханки вовремя поняли – без Федоры им пропадать, никому они больше не нужны.

Мораль: поддерживайте порядок, но не превращайтесь в рабов утюгов и сковородок.

Алиса Орлова

26.06.2017