Жить по-королевски | Про недвижимость 24/7

Жить по-королевски

Рассказываем о пяти кинолентах, лучше всяких экскурсий и учебников демонстрирующих, в каких интерьерах жили королевские семьи. Сегодня в номере: Версаль в ночь на вторник, не слишком похожий на себя Генрих VIII и турецкие туроператоры, одинаково хорошо делающие деньги на реальном и вымышленном.

«Русский ковчег» (реж. Александр Сокуров, Россия, 2001)

«Русский ковчег» — фильм по многим причинам выдающийся. Во-первых, он целиком (а это 1 час 27 минут 12 секунд!) снят одним кадром. А значит, всю работу команда Александра Сокурова проделала за один дубль, без остановок и пересъёмок. Во-вторых, на время создания фильма полностью закрыли для туристов и посетителей Зимний Дворец в Санкт-Петербурге.

Масштабы съёмок впечатляют: понадобилось 2000 артистов, 3 оркестра и 5 месяцев репетиций, а сами съёмки велись в 33 залах Эрмитажа. Герой – путешественник во времени, блуждающий по залам и сопровождаемый закадровым голосом автора, становится свидетелем хода истории, разворачивающейся прямо тут, в стенах дворца, встречает её участников и рассуждает о величии и трагедии русской культуры.

Создать такой уникальный по сложности и удивительный по красоте фильм удалось благодаря потрясающей выдержке оператора Тильмана Бюттнера, буквально. Всю полуторачасовую картину Тильман снимал без перерыва на ручную камеру со стедикамом. Чтобы воплотить режиссёрскую задумку в жизнь и не подвести его дрожащими от усталости руками, оператору пришлось два месяца заниматься тяжелой атлетикой в спортзале.

 

«Мария-Антуанетта» (реж. София Коппола, США, Франция, Япония, 2005) 

Съёмки фильма о шальной молодости французской императрицы проходили сразу в нескольких легендарных местах. Версальский дворец, Парижская опера, усадьба Во-ле-Виконт, резиденция Шантийи, отель Субиз, венский дворцовый комплекс Бельведер – все эти роскошные площадки были предоставлены съёмочной группе во главе с Софией Копполой. Работать им приходилось строго по графику, дабы не нарушать музейный режим. К примеру, в Версале съёмки шли только по понедельникам и в ночь на вторник – в это время музей закрыт для посетителей.

Результатом непростой работы стал воздушный, яркий и динамичный как калейдоскоп фильм. Прекрасная молодая императрица в исполнении Кирстен Данст чувствует себя в королевских интерьерах как дома – кутит с подружками, попивая шампанское, принимает фаворитов, примеряет многочисленные наряды и туфельки (и «конверсы»).

Кстати, ещё один очаровательный факт из истории съёмок: превосходные туфельки для гардероба киношной королевы создавал лично Маноно Бланик, и всего для фильма ему пришлось создать почти сотню пар обуви.

 

«Ещё одна из рода Болейн» (реж. Джастин Чадвик, Великобритания, США, 2008) 

История запутанных отношений британского монарха Генриха VIII и сестёр Болейн основывается на реальных исторических событиях. Для большего эффекта погружения и достоверности часть съёмок было решено перенести на территорию британских памятников архитектуры.

Знатоки английских достопримечательностей заметят в кадре целый ряд примечательных мест. К примеру, 900-летний замок Беркли, поместье Чарфилд, аббатство Уилтшир и даже развалины замка Дувр, который был построен в эпоху римского завоевания. Дворец короля Генриха VIII до наших дней не дожил, и его частично воссоздали в павильонах киностудии.

Красоту английских достопримечательностей создатели фильма дополнили яркими историческими костюмами, в которые нарядили очаровательных актрис. Роли сестёр Болейн – конкуренток в любовных вопросах – исполнили Натали Портман и Скарлетт Йоханссон. А вот актёр Эрик Бана оказался очень далёк от облика реального короля. Король был крупным, чрезвычайно упитанным мужчиной, тогда как Бана – стройный подтянутый красавчик — в конкурсе двойников Генриха VIII определенно потерпел бы поражение.

 

«Код да Винчи» (реж. Рон Ховард, США, Мальта, Франция, Великобритания, 2006) 

Один из самых читаемых авторов начала нулевых годов – Дэн Браун. Его главный хит – роман «Код да Винчи», изданный тиражом более 80 миллионов экземпляров — принёс автору более $260 миллионов прибыли.

Захватывающие приключения профессора Роберта Лэнгдона на фоне размышлений о христианских традициях точно взорвут экраны, — решили продюсеры и попытались повторить успех книги, задумав масштабную экранизацию. На создание картины ушло $125 миллионов, причём часть средств потратили на аренду королевских интерьеров. По некоторым данным, Лувр получил за каждый день съёмок около €30 тысяч (разрешение на съёмки в бывшей резиденции французских королей было получено во французском министерстве культуры). А вот церковники вход на территорию Вестминстерского аббатства съёмочной группе запретили, поэтому некоторые сцены снимали в другом, Линкольнском соборе. Старания и вложения, кстати, окупились полной кассой. Но профессиональное сообщество фильм отвергло, посчитав его скучным и затянутым.

 

«Великолепный век» (реж. Дурул Тайлан и др., Турция, 2011-2014) 

Дома турецких шахов скромностью и сдержанностью не отличались. В них – вся роскошь восточного великолепия. Сериал о восточных страстях и придворных интригах, в основе которого – любовь султана Сулеймана Великолепного к прекрасной наложнице, создатели планировали снимать в настоящем дворце — Топкапы. Но турецкие власти, в отличие от европейских, более консервативны, и они оказались не готовы пускать съёмочную группу в святая святых.

Продюсеры не растерялись и построили для съёмок копию дворца. К решению вопроса подошли более чем серьёзно: позвали скульпторов, архитекторов, исторических консультантов, навезли камня, мрамора, ярких красок. И создали более двух тысяч декораций, имитирующих исторические интерьеры.

Турецкие власти говорят, что успех сериала повлиял на посещаемость оригинального Топкапы. Но местные туроператоры погнались сразу за двумя зайцами (весьма удачно) и организовали ещё и отдельную экскурсию по местам фейкового дворца, в котором снимался сериал.

Мария Соловьёва 

23.06.2017