Что такое кассовый разрыв и как он возникает | Про недвижимость 24/7

Что такое кассовый разрыв и как он возникает

Разрыв возникает вне зависимости от прибыльности и масштабов бизнеса. Доходит до того, что в многомиллионной компании не хватает денег на самые небольшие операции. Причина для этого одна — рассинхронизация прихода и расхода денежных средств. То есть деньги приходят позже, чем они были нужны. Случиться это может в одном из трех случаев:

  • Работа с поставщиками по предоплате. В начале работы бизнеса нет достаточного запаса средств на долгосрочные контракты по отсрочке платежа. Часто после закупки у предпринимателя не остается денег ни на что. Собственные средства тают на глазах, а будущие расходы неизменно наступают.

    Аркадий заказал из Китая партию беспроводных наушников и договорился о реализации с закупщиком розничной сети Марком. Аркадий выкупил партию целиком, китайский поставщик дал хорошую скидку за предоплату, получил деньги и отправил товар. Марк заплатит, когда получит наушники на склад. Но таможня задержала доставку на неделю. Товар есть, за него обязательно заплатят. Но никто не отменял Аркадию обязательные платежи за аренду офиса, которые он рискует просрочить из-за задержки.
  • Работа с покупателями в отсрочку. По отсрочке работают крупные компании: торговые сети, крупнейшие компании страны и госкорпорации. Они зависят от сложной системы бюджетирования и не могут рассчитаться с мелкими поставщиками по факту: федеральные сети платят через 1 — 2 месяца после поставки, госкорпорации — раз в квартал, государство — в конце календарного года.

    В мае Аркадий подписал контракт на поставку наушников в федеральный интернет-магазин. Он получит деньги через два месяца после отгрузки — в июле. Сейчас сумма поставки заморожена в дебиторской задолженности. Чтобы рассчитаться с поставщиками или заплатить налоги, Аркадию придётся искать дополнительные источники финансирования.
  • Специфический или сезонный бизнес. Особенно подвержены кассовым разрывам компании с рваным денежным потоком: участники тендеров, поставщики единичных крупных заказчиков, сезонные компании. Такая ситуация часто возникает, когда от момента знакомства с заказчиком до получения оплаты проходит несколько недель или месяцев. Если нет постоянного притока средств, то и распределять их становится очень сложно. Даже одна незначительная трата может вогнать предпринимателя в долги.

    В производстве мороженого есть явная сезонность — выручка летом перекрывает затраты прохладных месяцев. Чем ближе к высокому сезону, тем меньше денег на счету. Рассчитывать на дополнительные вливания не приходится, а каждый потраченный впустую рубль может отправить компанию в кассовый разрыв.

Самое неприятное, когда эти ситуации совпадают — вы должны предоплатить сырье, дождаться оплаты от покупателей и рассчитаться по налогам, чтобы счета не заморозили. Такие совпадения могут вывести компанию из бизнеса, поэтому их нужно планомерно просчитывать. 

Кассовый разрыв

Признаки кассового разрыва

Предприниматели, которые ведут отчет движения денежных средств (ДДС), гарантированно увидят будущий разрыв по отрицательным конечным показателям. О том, как составить ДДС, мы рассказали в отдельной статье. Здесь остановимся на показателях, которые помогут спрогнозировать ситуацию и уберечь компанию.

Самый простой способ — ежедневно рассчитывать остаток денежных средств.

Денежные средства на конец дня = Денежные средства на начало дня + Поступления от покупателей − Выплаты поставщикам

Расчет этого показателя на две недели вперед покажет, в какие дни компания оказывается на краю кассового разрыва. Так вы получите запас времени, за который сможете предотвратить кризисную ситуацию.

ДатаДенежные средства на начало дняПоступления от покупателейВыплаты поставщикамДенежные средства на конец дня
13 июня 2017+100 000 ₽+20 000 ₽-60 000 ₽+60 000 ₽
14 июня 2017+60 000 ₽+20 000 ₽-60 000 ₽+20 000 ₽
15 июня 2017+20 000 ₽+20 000 ₽-60 000 ₽-20 000 ₽
16 июня 2017-40 000 ₽+60 000 ₽-20 000 ₽0 ₽

Как предотвратить кассовый разрыв

Кассовый разрыв не смертелен — это рабочая ситуация. Предприниматель может перекрыть его овердрафтом или факторингом, занять деньги в банке или свалиться в просрочку. Но эти варианты съедают маржу, лишают бизнесмена прибыли и портят его репутацию. К ним мы рекомендуем прибегать только в крайних случаях. Чтобы избежать разрыва нужно:

  • Организовать финансовое планирование. Первый и главный совет — следите за своими деньгами. Составьте бюджет движения денежных средств (БДДС) Запишите в него, когда и сколько должны вам и должны вы. Так вы заранее будете видеть возможные ситуации кассового разрыва.
  • Управлять дебиторской и кредиторской задолженностью. Старайтесь, чтобы вам всегда платили прежде, чем вы сами должны будете заплатить. Попросите рассрочку у поставщиков и предоплату у покупателей. Пусть лучше деньги осядут на счетах, откуда их легко можно будет снять. Договориться можно обо всем — мы расскажем, как это сделать в следующий раз.
  • Сохранять легко реализуемый товарный остаток. В крайнем случае продайте то, что легче всего реализовать — ваши наиболее ликвидные активы. Так вы разморозите деньги и рассчитаетесь с кредиторами.
  • Поддерживать постоянный денежный поток. Легче жить компаниям, у которых много пусть и мелких операций. Поддерживайте постоянные обороты на расчетном счете. Если это позволяет модель бизнеса, реализуйте товар в розницу, работайте с мелкими контрагентами. Чем диверсифицированнее ваш доход, тем он устойчивее.